КВИДДИТЧ СКВОЗЬ ВЕКА
Библиотека Азеретуса
Автор Кннильворти Висп
Bloomsbury
в сотрудничестве с
Whizz Hard Books
129б Диагон Аллея, Лондон
О книге "Квиддитч сквозь века".
"Благодаря тщательным исследованиям Кеннильворти Виспа перед нами открылась настоящая сокровищница неизвестных до сих пор фактов о спорте колдунов. Увлекательное чтение".
-- Батильда Хлоп, "История магии". "Висп создал замечательную книгу. Поклонники квиддитча сочтут ее и полезной, и развлекательной".
-- Редактор журнала "Все мётлы" "Исключительная работа о происхождении и об истории квиддитча. Настоятельно рекомендую".
-- Брут Скримгер, "Откровение Отбивающих""Мистер Висп - безусловно, многообещающий автор. Если он продолжит успешно работать, то однажды он может даже оказаться на одной фотографии со мной!"
-- Гилдерой Локхарт, "Чудесный я" "Спорим, книга станет бестселлером. Ну же, спорим."
-- Людо Коробейник, защитник "Осмингтонских Ос" и сборной Англии "Я читала и хуже".
-- Рита Москита, "Ежедневный Оракул".
Об авторе.
Кеннильворти Висп - известный эксперт (и, по его словам, фанатик) квиддитча. Он является автором ряда книг, связанных с квиддитчем, среди них "Волшебство Вигтаунских Воителей", "Он летал как безумец" (биография "Опасного" Дая Левеллина) и "Бьём Бладжеры! Способы защиты в квиддитче". Кеннильворти Висп делит своё время между домом в Ноттингемшире и тем стадионом, "где Вигтаунские Воители играют на этой неделе". Его хобби включают нарды, вегетарианскую кухню и коллекционирование мётел старых моделей.
Содержание
Предисловие.
1. Эволюция летающей метлы.
2. Старинные игры на мётлах.
3. Игра с болота Квирдитч.
4. Появление золотого снитча.
5. Противомаггловая безопасность.
6. Изменения в квиддитче с четырнадцатого века.
* поле
* мячи
* игроки
* правила
* судьи
7. Квиддитчные команды Великобритании и Ирландии.
8. Квиддитч в мире.
9. Разработка скоростной метлы.
10. Квиддитч сегодня.
Предисловие.
"Квиддитч сквозь века" - одна из наиболее популярных книг библиотеки Хогвартса. Мадам Пинс, наш библиотекарь сообщила мне, что эту книгу "молотят, колотят и ей всячески помыкают" почти каждый день, а это высокая оценка для любой книги. Игроки в квиддитч и болельщики безусловно получат удовольствие от книги господина Виспа, равно как и читатели, интересующиеся колдовской историей. Мы усовершенствовали Квиддитч, и он усовершенствовал нас. Квиддитч объединяет ведьм и колдунов всех слоёв общества, собирая нас вместе в моменты веселья, триумфа и даже (для болельщиков "Палящих Пушек") отчаяния. Я вынужден признаться, что мне стоило труда уговорить мадам Пинс расстаться с одним из экземпляров, дабы его можно было скопировать для дальнейшего распространения. Когда я сказал ей, что книга должна стать доступна магглам, она на некоторое время потеряла дар речи и даже не моргнула в течение нескольких минут. После того как она пришла в себя, она задумчиво спросила, не сошел ли я с ума? Я был счастлив уверить ее в обратном и объяснил, почему столь беспрецедентное решение было принято. Читатели-магглы не нуждаются в представлении деятельности "Comic Relief", поэтому я повторяю мои объяснения мадам Пинс специально для ведьм и колдунов, приобретших эту книгу. "Comic Relief" борется с помощью смеха с бедностью, несправедливостью и бедствиями. Популярные развлечения превращаются в значительные суммы денег (174 миллиона фунтов стерлингов с момента основания в 1985 - более тридцати четырех миллионов Галлеонов). Покупая эту книгу - а я советую вам купить ее, так как в результате слишком длительного чтения этой книги без оплаты вы подпадёте под Воровское проклятие - вы также сможете внести свой вклад в эту магическую деятельность. Я бы обманул читателей, если бы сказал, что это объяснение удовлетворило мадам Пинс и убедило ее передать библиотечную книгу магглам. Она предложила несколько альтернатив, как, например, сообщить "Comic Relief", что библиотека сгорела, или просто сделать вид, что я скоропостижно скончался, не оставив указаний. Когда я сказал, что я по-прежнему предпочитаю мой изначальный план, она неохотно согласилась передать книгу. Несмотря на это, в тот момент, когда ей представало расстаться с книгой, самообладание изменило ей и мне пришлось по одному отрывать ее пальцы от корешка. Хотя я и снял обычные библиотечные заклятия, я не могу обещать, что все чары рассеялись: известно, что мадам Пинс склонна накладывать необычные заклинания на вверенные ей книги. В прошлом году я сам в задумчивости начал что-то рисовать на "Принципах Полиморфных Преобразований" и в тот же момент почувствовал, что книга бьёт меня по голове. Пожалуйста, обращайтесь с этой книгой осторожно. Не вырывайте страницы. Не бросайте ее в ванну. Я не могу обещать, что мадам Пинс не набросится на вас, где бы вы ни были, и не наложит большой штраф. Все что мне остается, это поблагодарить вас за поддержку "Comic Relief" и попросить магглов не пытаться играть в квиддитч дома - это полностью вымышленный спорт и в него никто, конечно же, не играет. Я так же хотел бы воспользоваться этой возможностью и пожелать "Дружной Луже" удачи в следующем сезоне.
Албус Дамблдор.
Глава Первая
Эволюция летающей метлы
Ещё ни одно придуманное волшебное заклинание не позволяет магу летать самостоятельно, при этом оставаясь человеком. Те зверомаги, которые превращаются в крылатых животных, конечно, могут насладиться полётом, но они, разумеется, редкость. Ведьма или волшебник, превращённые, скажем, в летучую мышь и оказавшиеся в воздухе, конечно, смогут полетать, но беда в том, что с мозгом летучей мыши они забудут, куда направлялись, ещё взлетая.
Левитация проста, но нашим предкам мало было подниматься на несколько футов от земли.
Им хотелось большего – парить как птицы, но без неудобно растущих перьев. Сейчас мы уже привыкли, что каждая волшебная семья имеет как минимум одну летающую метлу, но мы редко спрашиваем себя, почему. Почему обычная, казалось бы метёлка стала единственным предметом, разрешённым считаться легальным волшебным транспортом? Почему мы, жители запада, не летаем на коврах, которые так любят восточные маги? И почему не летающие бочки, кресла, ванны… Почему мётлы?
Волшебники считали магглов корыстными и глупыми людьми. Они догадывались, что их соседи-магглы стали бы использовать их волшебные способности в свою пользу, узнав их реальные возможности. Так что ведьмам и волшебникам приходилось быть крайне осторожными и до того, как вышло Международное Постановление о Магической Секретности.
Поэтому, если они хотели иметь возможность летать, то транспорт должен был быть таким, чтобы его легко можно было скрыть. И тут появляется метла. Ведь она была идеальным решением этой проблемы; такой простой предмет быта не привлекал внимания магглов, её легко переносить и стоила она дёшево. Тем не менее, первые мётлы, заколдованные для полётов всё же имели свои недостатки.
Документы показывают, что европейские ведьмы и волшебники используют мётлы аж с 962 г. до н. э. В древнем германском манускрипте того периода времени изображены люди, слезающие с мётел с лицами, явно не выражающими наслаждения от полёта. Гарти Локрин, шотландский волшебник начала XII века, пишет что он бы с большим удовольствием посидел на бутылочных осколках и не заработал бы геморрой, от которого страдал после полётов на метёлочке…
Средневековая метла, представленная в Музее квиддитча в Лондоне, даёт объяснение дискомфорту Локрина. Тонкая буроватая ручка из необработанного ясеня, с веточками орешника грубо обрубленными у верхушки - уж это ни комфортабельно, ни аэродинамично. Заклятья, наложенные на такую метлу примитивны: она полетит вперёд, на малой скорости, поднимется, опустится и остановится.
Так как семьи волшебников сами мастерили себе мётлы, возникли большие изменения в её скорости, комфорте и управлении.
К XII веку, впрочем, маги научились меняться удобствами, так что волшебник, делавший отличные мётлы мог обменять метлу на зелье, которое его сосед делал лучше его.
И вот в один прекрасный день мётлы стали удобными. Теперь на них летают больше для удовольствия, чем для того, чтобы добраться из пункта А в пункт В.
Глава Вторая
Старинные игры на мётлах
Спортивные состязания на метлах возникли практически сразу после того, как мётлы были усовершенствованы настолько, чтобы поворачивать, а также изменять высоту и скорость полета. Раннеколдовские тексты и изображения позволяют нам предположить, как выглядели игры наших предков. Многие уже исчезли, другие сохранились или же, изменившись, стали сегодняшними спортивными состязаниями.
Прославленные шведские ежегодные гонки на метлах восходят к десятому веку. Участники преодолевают немногим более трехсот миль - от Коппаберга до Арьеплога. Путь проходит через заповедник драконов, а серебряный приз победителя имеет форму шведского Короткорыла. Сегодня гонки являются событием международного масштаба - колдуны всех стран собираются в Коппаберге, чтобы ободрить вышедших на старт, а затем телепортируются в Арьеплог, дабы приветствовать доживших до финиша.
Знаменитая картина "Guenther der Gewalttaetige ist der Gewinner" ("Гюнтер Грозный - Победитель"), датируемая 1105 годом, представляет древнегерманскую игру штихшток. Двадцатифутовый шест был увенчан надутым драконьим пузырем. Задачей одного из игроков, привязанного за талию к столбу веревкой, была защита этого пузыря. Веревка не позволяла защитнику отлететь от столба более чем на десять футов. Все остальные игроки по очереди подлетали к пузырю и пытались проколоть его заостренным концом своих метел. Защитник мог пользоваться своей палочкой для отражения атаки. Игра прекращалась если пузырь был проколот, если защитник смог заклятьями вывести всех остальных игроков из строя, или если он падал от изнеможения. В штихшток перестали играть в четырнадцатом веке.
В Ирландии большое распространение получила игра айнгигейн. Она воспета во многих ирландских балладах (утверждается, что легендарный волшебник "Фанатик" Финган был чемпионом по айнгигейну). В этой игре игроки один за другим хватают мяч (называемый "дом") (на самом деле использовался желчный пузырь козы) и пытаются пролететь с ним через цепочку горящих бочек, подвешенных высоко в воздухе. Пузырь должен быть проброшен через бочки. Игрок, ухитрившийся пробросить его через все бочки быстрее всех и не загореться, считается победителем.
Шотландия является родиной одной из самых опасных игр на метлах - креотценна. Эта игра описана в трагической гэльской поэме двенадцатого века. Первые строфы этой поэмы в современном переводе звучат следующим образом.
Вот дюжина смелых, здоровых парней
Укрепили котлы и готовы взлететь.
Их в небо рог зовёт поскорей -
Но десяти суждено умереть...
Каждый игрок в креотценн привязывал к голове котел. По сигналу рога или барабана до сотни заколдованных обломков скал и камней, которые до этого висели в сотне футов над землей, падают на землю. Игроки в креотценн взлетают в воздух и пытаются поймать в свои котлы как можно больше камней. Эта игра пользовалась большой популярностью в средние века и многие шотландские волшебники считали её отличной проверкой на мужество и храбрость, несмотря на огромное количество несчастных случаев, происходивших во время игры. Игра была запрещена в 1762 году, и хотя Магнус "Вмятоголовый" Макдональд организовал в 60-х годах 19-го века кампанию по возвращению креотценна, Министерство Магии отказалось вновь разрешать эту игру.
Игра сдвигудар была популярна в Англии, в Девоне. Она напоминает грубую форму дуэли, где основная цель игроков заключается в том, чтобы спихнуть с мётел как можно больше соперников. Победителем считается последний игрок, удержавшийся на метле.
Игра деретеннис появилась в Херефордшире. Как и в штихштоке в этой игре используется надутый пузырь, обычно свиной. Игроки садятся задом наперёд на свои метлы и бьют прутьями метлы по пузырю, перебрасывая его взад-вперед через ограду. Если один из игроков не попадает по пузырю, то его противнику засчитывается одно очко. Победителем становится игрок, первым набравший 50 очков. В деретеннис до сих пор играют в Англии, хотя эта игра никогда не была особенно популярной.
Сдвигудар дожил до наших дней только в качестве детской забавы. Однако на болоте Квирдитч родилась игра, которая в один прекрасный день стала самой популярной среди волшебников.
Глава Третья
Игра с болота Квирдитч
Своим знанием о зарождении квиддитча мы обязаны запискам ведьмы Герти Кеддл, жившей на краю болота Квирдитч в одиннадцатом веке. К счастью для нас, она вела дневник, находящийся сегодня в музее квиддитча в Лондоне. Отрывки, представленные ниже, являются переводом с неграмотного саксонского.
Вторник. Жарко. Эта компания с другой стороны болота снова была здесь. Играют в дурацкую игру на мётлах. Большой кожаный мяч угодил в мою капусту. Я заколдовала того, кто пришел его забрать. Он мне еще полетает коленками назад, боров!
Вторник. Сыро. Была на болоте, собирала крапиву. Идиоты на мётлах снова играют. Немного посмотрела из-за утёса. У них новый мяч: бросают его друг другу и пытаются засунуть в деревья с противоположных концов болота. Вздор, бессмысленный вздор!
Вторник. Ветрено. Гвеног зашла на чашку крапивы, затем пригласила меня развлечься. Закончилось всё наблюдением за тем, как эти балбесы играют в свою игру на болоте. Этот большой шотландский колдун с холма тоже был там. Теперь у них есть еще два тяжелых валуна, старающихся сбить их с мётел. К сожалению, пока я смотрела этого не произошло. Гвеног сказала, что она сама часто играет. Ушла домой с отвращением.
Эти отрывки сообщают нам много больше, чем Герти Кеддл могла бы догадаться - вне всякой зависимости от того, что она знала название только одного дня недели.
Во-первых, мяч, угодивший на ее капустную грядку, был сделан из кожи, как и сегодняшний Кваффл. Надутые пузыри, использовавшиеся в других играх на метлах того времени, было бы сложно прицельно бросать, особенно при ветре. Во-вторых, Герти пишет, что игроки "пытаются засунуть <мяч> в деревья с противоположных концов болота" - очевидно ранний способ забивания голов. В-третьих, она упоминает предшественников Бладжеров. Чрезвычайно интересно присутствие "большого шотландского колдуна" - был ли он игроком в креотценн? Его ли идеей было заколдовать валуны, так чтоб они угрожающе летали по полю, подобно камням в его родной игре? Мы не находим дальнейших упоминаний об игре с болота Квирдитч вплоть до двенадцатого века, когда колдун Гудвин Нин взялся за перо дабы написать своему норвежскому родственнику Олафу. Нин жил в Йоркшире - что показывает распространение игры в Британии за сто лет, прошедших с момента, когда Герти Кеддл впервые засвидетельствовала ее. Письмо Нина хранится в архивах норвежского Министерства Магии.
Дорогой Олаф,
Как дела? У меня все хорошо, хотя Гунхильда и подцепила драконью слепоту. В прошлую субботу мы смогли насладиться игрой в куиддич - и это несмотря на то, что Гунхильда не могла быть Хватателем, и ее пришлось заменить кузнецом Рэдальфом. Команда из Илкли играла хорошо, но - куда им до нас! Мы упорно тренировались целый месяц и забили сорок два раза. Рэдальф получил Бладером по голове, из-за того, что старик Угга со своей дубинкой был не слишком быстр. Новые бочки для забивания оказались вполне удачны - по три с каждого конца, укреплены на ходулях. Их нам дала Уна из гостиницы. По случаю нашей победы она же целую ночь угощала нас бесплатным мёдом. Гунхильда была не очень довольна моим поздним возвращением... Мне пришлось уворачиваться от пары мерзких заклятий, но теперь всё в порядке. Посылаю с лучшей совой, которую удалось достать. Надеюсь, она справится.
Твой брат, Гудвин.
Мы видим какой прогресс произошел в развитии игры за сто лет. Жена Гудвина была Хватателем - возможно, устаревшее название Нападающего. Бладер (безусловно, Бладжер), ударивший кузнеца Рэдольфа, должен был быть отбит Уггой - очевидно бывшего Отбивающим, так как именно он был вооружен дубинкой. Воротами теперь служили не деревья, а бочки, установленные на ходулях. Тем не менее, один важный элемент игры все еще отсутствовал - золотой Снитч. Четвертый квиддитчный мяч был добавлен не раньше середины тринадцатого века и произошло это довольно странным образом.
Глава Четвертая
Появление золотого Cнитча
С начала двенадцатого века среди ведьм и колдунов была весьма популярна охота на сниджетов. Золотой сниджет (см. рисунок 2) в наши дни является охраняемым видом, но в то время он был широко распространён в северной Европе. Магглы не подозревали о существовании сниджетов, во многом благодаря их скрытности и скорости полета.
Маленький размер сниджета, его проворство в воздухе, способность избегать хищников - все это увеличивало почётность его поимки. На гобелене двенадцатого века, хранящемся в музее квиддитча изображены маги, вылетевшие на охоту. В первой части гобелена одни охотники несут сети, другие используют волшебные палочки, третьи пытаются поймать птицу голыми руками. Гобелен показывает, что часто удачливый охотник давил сниджета. В заключительной части полотна мы видим награждение колдуна, поймавшего птицу, мешком золотых монет.
Охота на сниджетов была предосудительна по ряду причин. Каждый здравомыслящий колдун должен осуждать уничтожение этих маленьких миролюбивых птичек просто забавы ради. Более того, охота, как правило, происходила при свете дня, а это приводило к тому, что магглы становились свидетелями полетов на метле. Однако тогдашний Совет Колдунов не препятствовал росту популярности охоты на сниджетов. Как мы увидим ниже, Совет не считал эту забаву чем-то дурным.
Пути охоты на сниджетов и квиддитча пересеклись в 1269 году на матче, посещённом самим главой Совета Колдунов Барбарисом Болттауном. Мы знаем об этом из письма госпожи Модесты Кролли из Кента её сестре Пруденции в Абердин (это письмо также хранится в музее квиддитча). Согласно госпоже Кролли, Болттаун купил сниджета в клетке и сообщил собравшимся, что игроку, поймавшему птицу в ходе матча, учреждена награда - сто пятьдесят Галлеонов (соответствует более чем миллиону Галлеонов сегодня. Вопрос о том, собирался ли глава Болттаун выплатить эту сумму, является спорным).
Госпожа Кролли пишет о том, что произошло дальше:
Все игроки, как один, поднялись в воздух, полностью игнорируя Кваффл и увертываясь от Бладеров. Оба Защитника оставили кольца и присоединились к охоте. Бедный маленький сниджет метался над полем, пытаясь ускользнуть, но колдуны-зрители удерживали его заклинанием Отталкивания.
Ты знаешь, Пруда, что я думаю об охоте на сниджетов, и какова я, когда выхожу из себя. Я выбежала на поле и закричала: "Глава Болттаун, это не спорт! Отпустите сниджета и позвольте насладиться благородной игрой в квадич, ради которой мы все и пришли!" Поверишь ли, Пруда, этот скот лишь рассмеялся и бросил в меня пустой клеткой. Пруда, я пришла в ярость - это было уже слишком. Когда бедный маленький сниджет пролетал мимо, я воспользовалась Призывающим заклинанием. Ты знаешь, Пруда, как хороши мои Призывающие заклятия - и, конечно, мне было легче попасть в цель, не сидя в это время на метле! Пташка влетела мне прямо в руку. Я засунула ее под мантию и бросилась бежать.
Они меня, конечно, поймали, но не раньше чем я выбралась из толпы и выпустила сниджета. Глава Болттаун был очень зол и на мгновение мне подумалось, что мне суждено стать рогатой жабой или кем-нибудь похуже, но, к счастью, советники успокоили его и мне всего лишь присудили штраф в десять Галлеонов за срыв игры. Конечно же, у меня никогда не было десяти Галлеонов за всю жизнь, так что со старым домом пришлось расстаться.
Я скоро приеду жить к тебе - на мое счастье они не забрали гиппогрифа. И я должна сказать тебе, Пруда, что глава Болттаун лишился бы моего голоса на выборах, если бы он у меня был.
Твоя любящая сестра,
Модеста.
Смелый поступок госпожи Кролли мог спасти одного сниджета, но не всех птиц. Идея главы Болттауна изменила квиддитч навсегда. Вскоре, золотых сниджетов стали выпускать на всех играх и в каждой команде появился специальный игрок, Охотник, единственной задачей которого было поймать птицу. Когда ее убивали, игра прекращалась, а команда охотника получала дополнительные сто пятьдесят очков - в память о ста пятидесяти Галлеонах, обещанных главой Болттауном. Зрители не давали сниджету улететь за пределы поля с помощью отталкивающих заклятий, упомянутых госпожой Кролли.
В середине следующего века численность популяции золотых сниджетов настолько снизилась, что Совет Колдунов, возглавляемый значительно более просвещенной Эльфридой Клагг, признал их охраняемым видом, тем самым запрещая убой и использование в квиддитче. В Сомерсете был основан заповедник сниджетов имени Модесты Кролли. Одновременно с этим начались интенсивные поиски замены, которая бы позволила продолжить игры.
Изобретение золотого Снитча приписывается колдуну Арбалету Мастерсу из Лощины Годрика. В то время как квиддитчные команды по всей стране пытались найти другую птицу для игры, Мастерс, искусный колдун по металлу, поставил перед собой задачу: создать шар, повторяющий поведение и манеру полёта сниджета. Его успех превзошёл все ожидания, судя по количеству заказов со всей страны, оставшихся после его смерти. Золотой Снитч, изобрётенный Мастерсом, был шаром размером с грецкий орех и весом со сниджета. Его серебристые крылья имели шарниры, что позволяло Снитчу менять направление с молниеносностью и точностью живой модели. В отличие от сниджета, Снитч был заколдован так, чтобы всегда оставаться в пределах поля. Можно сказать, что появление золотого Снитча закончило процесс, начатый за триста лет до этого на болоте Квирдитч. Квиддитч по-настоящему родился.
Глава Пятая
Противомаггловая безопасность
В 1398 году колдун Захарий Брюзга впервые полностью описал игру в квиддитч. Он начал с подчеркивания необходимости соблюдать во время игры правила противомаггловой безопасности: "выберите пустынную вересковую поляну вдали от поселений магглов и удостоверьтесь, что ваши полёты не привлекают внимания. Заклинания Отталкивания магглов полезны при организации постоянного поля. Кроме того, рекомендуется играть ночью".
Из решения Совета Колдунов от 1362 года, запретившего проведение игр на расстоянии, меньше пятидесяти миль от городов, мы можем сделать вывод, что замечательным советам Брюзги не всегда следовали. Популярность игры быстро возрастала, это очевидно из поправки внесенной в этот запрет в 1368 году, объявившей незаконным проведение матчей менее чем в ста милях от городов. В 1419 Совет принял знаменитый декрет, гласивший, что игры в Квиддитч не должны проводиться "где бы то ни было - рядом с любым местом, где есть хоть малейший шанс того, что магглы вас заметят, а то мы еще посмотрим как вы будете играть, прикованные к стене темницы".
Каждый школьник знает, что именно полётам на метле магглы чаще всего становятся свидетелями. Ни одно магглское изображение ведьмы не обходится без метлы, и сколь бы нелепы ни были эти рисунки (ни одна из метел, изображаемых магглами, и секунды не продержится в воздухе), они напоминают нам, что мы слишком много веков были легкомысленны и не должны удивляться тому, что для магглов мётлы и колдовство неразрывно связаны.
Подобающие меры безопасности не были приняты до тех пор, пока Устав Международной Конфедерации Чародеев о Секретности (1692 года) не постановил Мистерства Магии ответственными за все последствия колдовских игр, проводимых на территории их стран. Это, в свою очередь, привело в Великобритании к созданию Отдела Волшебных Игр и Спортивных Состязаний. Команды, пренебрегшие постановлениями Министерства были распущены. Наиболее известным случаем подобного рода были Хлопушки Хайленда - шотландская команда, известная не только невзрачными квиддитчными талантами, но и послематчевыми празднествами. После их поединка с "Силлотскими Стрелами" (см. главу 7) в 1814 году, Хлопушки запустили свои Бладжеры в ночное небо и вылетели на охоту за командным талисманом - Гебридским Чёрным драконом. Представители Министерства Магии задержали их над Айверниссом, и Хлопушки Хайленда больше никогда не играли.
В наши дни Квиддитчные команды играют на специальных стадионах, созданных Отделом Волшебных Игр и Спортивных Состязаний, на которых соблюдается должный уровень противомаггловой безопасности. Как и писал шестьсот лет назад Захария Брюзга, наиболее безопасные поля - пустынные вересковые поляны.
Глава Шестая
Изменения в квиддитче с 14 века
Игровое поле
Захарий Брюзга описывает игровое поле четырнадцатого века как овальную площадку длиной в пятьсот футов и шириной в сто восемьдесят футов, с небольшим, около двух футов в диаметре, центральным кругом. Брюзга сообщает, что судья (или квифери, как его называли тогда) вносил четыре мяча в центральный круг, а четырнадцать игроков выстраивались вокруг него. В тот момент, когда мячи отпускали (Кваффл судья бросал, см. раздел "Кваффл" ниже), игроки поднимались в воздух. Воротами во времена Брюзги все еще служили большие корзины на шестах, как указано на рисунке 3.
В 1620 году Квинт Умфравилль написал книгу, озаглавленную "Благородная Забава Колдунов" и включавшую схему игрового поля семнадцатого века (рис. 4). Здесь мы видим появление участка, известного нам как штрафная площадка (см. раздел "Правила"). Корзины-ворота стали значительно меньше и значительно выше, чем во времена Брюзги. В 1883 году корзины вышли из употребления и были заменены используемыми и по сей день обручами. Об этом нововведении сообщил "Ежедневный Оракул" того времени. С тех пор поле для игры в квиддитч не изменилось.
ВЕРНИТЕ НАШИ КОРЗИНЫ!
Именно такие возгласы можно было услышать по всей стране от игроков в квиддитч вчера вечером, когда стало ясно, что Отдел Волшебных Игр и Спортивных Состязаний принял решение о сожжении корзин, веками служивших воротами для квиддитча.
"Не надо преувеличивать, мы не собираемся их сжигать, - сказал представитель Отдела, в ответ на нашу просьбу прокомментировать это решение. - Как вы могли заметить, корзины бывают различных размеров. Мы пришли к выводу о невозможности стандартизации размера корзин и, тем самым о невозможности уравнять условия игры по всей Британии. К примеру, у некоей команды из Барнтона корзины, предназначенные для противника, столь малы, что в них не войдет и виноградина. Себе же они поставили огромные плетеные короба! Так не пойдет. Мы установили единый размер обруча. Теперь все будет по честному".
В этот момент представитель Отдела был вынужден удалиться из-за града корзин, обрушенного на него разъяренными демонстрантами, собравшимися в зале. Несмотря на то, что в произошедших за этим беспорядках были обвинены гоблины-подстрекатели, нет сомнения, что поклонники квиддитча во всей Великобритании скорбели о конце той игры, которую мы знали.
"Без корзинок все будет не так, - грустно сказал один старый колдун. - Помню, когда был совсем мальцом, мы любили поджигать их во время матча - просто так, для смеха. С обручами так не выйдет. Полдела пропало..."
"Ежедневный Оракул",
12 февраля 1883 г.
Мячи
Кваффл
Как мы знаем из дневника Герти Кеддл, Кваффл делался из кожи с давнейших времен. Единственный из четырех квиддитчных мячей, он изначально не был заколдован, а просто сшит из кожи. Поскольку его надо было ловить и бросать одной рукой, к Кваффлу часто пришивали ремешок (см. рис. 5). У некоторых ранних Кваффлов были сделаны специальные отверстия для пальцев. С открытием в 1875 году схватывающих заклятий необходимость в ремешках и отверстиях для пальцев отпала, так как Нападающий смог держать заколдованный мяч и без таких приспособлений. Современный Кваффл имеет двенадцать дюймов в диаметре и сделан без швов. Он был впервые выкрашен алым в 1711 году, после игры во время сильного дождя, когда, при любом падении, его приходилось долго искать в грязи. Кроме того, Нападающих раздражала необходимость пикировать каждый раз, когда они упускали мяч. Поэтому, вскоре после того, как Кваффл изменил цвет, ведьме Дейзи Пеннифолд пришла в голову мысль заколдовать его так, чтобы, будучи выроненным, он медленно падал, словно погружаясь в воду - тем самым давая Нападающим возможность поймать его в воздухе. Кваффл Пеннифолд используется и в наши дни.
Бладжеры
Как мы видели, первыми Бладжерами (или бладерами) были летающие валуны, отесанные ко времени Брюзги в форме шара. Это имело значительный недостаток, так как уже в пятнадцатом веке такие валуны могли быть разбиты магически заряженными дубинками Отбивающих. В таком случае, все оставшееся время игроков преследовал летающий гравий. Возможно, именно из-за этого, в начале шестнадцатого века некоторые команды начали экспериментировать с металлическими Бладжерами. Агата Голавль, специалист по раннеколдовским предметам быта, нашла не менее двенадцати свинцовых Бладжеров того периода. Бладжеры были обнаружены, как в ирландских торфяниках, так и на английских болотах.
"Без сомнения, - пишет Агата Голавль, - перед нами именно Бладжеры, а не пушечные ядра. Заметны неотчетливые следы от магически заряженных бит. Также можно видеть признаки колдовского (в отличии от маггловского) производства - гладкость линии, совершенная симметрия. Решающим аргументом стало то, что каждый из этих шаров, будучи выпущен из коробки, начинал со свистом носиться по моему кабинету, стараясь сбить меня с ног".
Свинец оказался слишком мягким для изготовления Бладжеров (каждая вмятина, оставшаяся на мяче, влияла на его способность лететь по прямой). Сегодня все Бладжеры делаются из железа. Они имеют десять дюймов в диаметре. Бладжеры заколдованы преследовать любых игроков, не делая никаких различий. Предоставленные сами себе, они ударят ближайшего к ним игрока. Именно поэтому задача Отбивающих - отбросить Бладжеры как можно дальше от своей команды.
Золотой Снитч
Золотой Снитч имеет размер грецкого ореха, то есть, размер золотого сниджета, и заколдован избегать поимки как можно дольше. Существует легенда о золотом Снитче, которому удалось уворачиваться в течение шести месяцев на вересковой поляне Бодмин в 1884 году. В итоге, обе команды сдались, проклиная игру своих Ловцов. Корнуэлльские колдуны, знакомые с местностью, утверждают, что Снитч все еще живет на поляне, но мне не удалось проверить это.
Игроки
Защитник
Защитники, безусловно, существовали уже в тринадцатом веке (см. главу 4), но их роль с тех пор изменилась. Согласно Захарию Брюзге, Защитник "должен первым спешить к корзинам, ибо его задача не дать Кваффлу в них попасть. Защитник должен остерегаться и не залетать слишком далеко от своих ворот, дабы не подвергать их опасности в свое отсутствие. Тем не менее, быстрый Защитник может забить гол и успеть вернуться к своим воротам, чтобы не дать противнику сравнять счет. Стоит ли предпринимать такие действия оставляется на усмотрение самого Защитника".
Из процитированного отрывка следует, что во времена Брюзги, Защитники были Нападающими с некоторыми дополнительными функциями. Они имели право перемещаться по всему полю и забивать голы. К тому времени, когда Квинт Умфравилль написал "Благородную Забаву Колдунов" (1620) задача Защитника упростилась. К игровому полю были добавлены штрафные площадки и Защитникам рекомендовалось не покидать их пределы. Тем не менее, Защитник может вылететь из штрафной дабы испугать Нападающего или преградить ему путь.
Отбивающие
Обязанности Отбивающих мало изменились с течением времени. Мы можем предположить, что Отбивающие появились сразу же после возникновения Бладжеров. Их первой обязанностью было защитить членов своей команды, для чего они и используют биты (как некогда дубинки, см. письмо Гудвина Нина в главе 3). Отбивающие никогда не должны были забивать голы. Более того, нет никаких сведений о том, что они вообще когда-нибудь держали Кваффл в руках. Чтобы отбивать Бладжеры, Отбивающим необходимо быть крепкими физически. Из-за этого, как правило, эту роль играли колдуны, а не ведьмы. Отбивающим также необходимо отличное чувство равновесия, так как иногда, чтобы нанести удар по Бладжеру, им надо оторвать от метлы обе руки.
Нападающие
Нападающий - старейшая специальность игрока в квиддитч, ведь некогда игра состояла только из забивания голов. Нападающие бросают Кваффл друг другу и зарабатывают своей команде по десять очков при каждом попадании в один из обручей ворот. Единственное за историю квиддитча изменение в правилах нападения произошло в 1884 году, через год после того, как обручи заменили корзины. Было введено новое правило, гласившее, что только нападающий с Кваффлом может влететь в штрафную площадку. Если более чем один Нападающий оказывался в штрафной, гол не засчитывался. Это правило было создано для того, чтобы запретить "подставу" (см. раздел "Нарушения" ниже) - маневр при котором два Нападающих влетают в штрафную площадку и сшибают вратаря, тем самым оставляя ворота свободными для третьего Нападающего. Отклики на это нововведение были опубликованы в "Ежедневном Оракуле".
"НАШИ НАПАДАЮЩИЕ НЕ НАДУВАЮТ!"
Таков был отклик ошеломленных поклонников квиддитча в Великобритании вчера вечером, когда Отдел Волшебных Игр и Спортивных Состязаний объявил о так называемом "штрафном за подставу".
"Количество подстав увеличивается, - сообщил нам усталый представитель Отдела. - Мы полагаем, что новое правило позволит избежать участившихся в последнее время травм Защитников. Отныне только один Нападающий сможет атаковать Защитника, в отличии от сегодняшней ситуации, при которой трое Нападающих его избивают. Игра станет чище и справедливей".
В этот момент представитель Отдела был вынужден удалиться, так как разъяренная толпа начала бросать в него Кваффлы. Колдуны из Отдела Соблюдения Магических Законов прибыли дабы рассеять толпу, угрожавшую "подставить" самого Министра Магии.
Веснушчатый мальчик шести лет покинул зал в слезах: "Я любил подставу, - всхлипнул он в разговоре с "Ежедневным Оракулом". - Мы с папкой любили зырить как размазывают вратаря. Я больше не пойду на квиддитч".
"Ежедневный Оракул",
22 июля 1884
Ловец
Это, как правило, самые легкие и быстрые игроки. Ловцам необходим острый глаз, равно как и умение летать, держась только одной рукой или не держась руками вообще. Учитывая важность их роли для исхода игры - поимка Снитча очень часто позволяет вырвать победу в, казалось бы, безнадежных ситуациях - весьма вероятно, что именно против Ловцов будут применены нечестные приемы. И действительно, при всем том, что некий флёр очарования сопровождает Ловца, как игрока, летающего лучше других, именно им, как правило, достаются самые тяжелые травмы.
"Выведи Ловца из строя", - гласит, согласно Бруту Скримгеру, первое правило Откровения Отбивающих.
Правила
Следующие правила были установлены Отделом Волшебных Игр и Спортивных Состязаний при его создании в 1750 году.
1. Несмотря на то, что нет ограничений на высоту полета игроков во время игры, они не должны пересекать границы игрового поля. В противном случае, команда должна передать Кваффл команде-сопернице.
2. Капитан команды может попросить у судьи тайм-аут. Только в этом случае ноги игроков могут коснуться земли во время игры. В случае если игра длилась более двенадцати часов, тайм-аут может быть продлен до двух часов. При неготовности команды вернуться на площадку по истечении этого срока, ей засчитывается поражение.
3. Судья может назначить штрафной бросок в ворота команды. Нападающий, выполняющий штрафной, вылетает из центрального круга по направлению к штрафной площадке. Все остальные игроки, за исключением Защитника команды-соперницы должны держаться в стороне при выполнении штрафного броска.
4. Кваффл может быть отнят у другого игрока, но ни при каких обстоятельствах, игрок не имеет права захватывать часть тела другого игрока.
5. В случае травмы замена игроков не производится. Команда должна продолжить игру без травмированного игрока.
6. Палочки могут быть принесены на игровое поле [1], но ни при каких обстоятельствах не должны быть использованы против игроков команды-соперницы, их мётл, судьи, мячей или кого-либо из зрителей.
7. Игра в квиддитч заканчивается в момент поимки золотого Снитча или по взаимной договоренности капитанов.